О. Фронтинский

Выставка в ГТГ

 

Лужков забыл поздравить Петербург с юбилеем. Подумаешь 300 лет. Но не все поступили так. Государственная Третьяковская галерея пригласила в Москву группу петербургских художников (около 70 человек) и развернула экспозицию в залах на Крымском валу в рамках проекта Авангард на Неве. Вторая половина ХХ века. Был издан каталог с благосклонным предисловием доктора искусствоведения А. Морозова (Заместитель Генерального директора ГТГ).

Отбор художников и их работ был доверен Исааку Кушниру, петербургскому энтузиасту, автору проекта серии монографий о художниках, частично уже реализованного. Работая над серией, Кушнир все больше погружался в тему, став одним из серьезных знатоков петербургской живописи. Многие художники не попали в его выбор, но это результат его собственных пристрастий и вкусов. Право на выбор он несомненно заслужил.

Названии серии Авангард на Неве не было шибочным, как посчитали несведущие журналисты. Понятие русского авангарда обычно определяет экспериментальную живопись 20-х годов, футуризм искусство будущего, которое оказалось до смешного коротким. Но нужно помнить, что подлинное искусство во все времена было авангардным, поскольку ставило и решало все новые и новые задачи. И всегда эти задачи решались немногим авангардом. В конце 19 века эту роль взяли на себя передвижники, порвавшие с Академией. И как повезло всем нам, что искусство, непрерывно развиваясь, сумело найти выходы из тупиков, навязываемых нам фанатиками: из супрематизма Малевича, поставившего жирную точку на всем своим черным квадратом, из ложных антихудожественных теорий атомистической живописи Филонова, не говоря уже о наивнейшем лучизме Ларионова.

Итак петербургский авангард. Для москвичей это стало несомненным открытием, они жили в неведении о том, что происходит в северной столице. Недавняя московская выставка в Манеже показала, что московские галереи сотрудничают с немногими нашими мастерами. Но выбирали они наиболее салонных, что вполне закономерно. Подлинных открывателей они не зацепили.

Наиболее формалистические движения авангарда второй половины 20 века продолжили открытия 20 г.г. Это видно в работах П. Кондратьева и В. Волкова,

В. Стерлигова, Т. Глебовой и многочисленных их учеников (уже и в третьем поколении). Интересна школа Сидлина с установкой на изысканный колоризм, давшая таких мастеров как И. Иванов, А. Басин и Ю. Нашивочников. Далее идет школа Длугача, вырастившая А. Зайцева и группы Эрмитаж и Кочевье.

Наиболее самобытным явлением послевоенной ленинградской культуры оказалось творчество группы художников под руководством А. Арефьева. Это

Р. Васми, В. Шагин, Ш. Шварц и В. Громов представители полноправного реализма, круто развернувшие искусство лицом к жизни, которым было бы тесно в рамках любой из школ. Именно этот самобытнейший реализм сделал их искусство подлинно авангардным.

Нужно вспомнить творчество Группы 11-ти. Это левое крыло в рамках ЛОСХа во главе с З. Аршакуни, Г. Егошиным,  Ватениным.

В 70 г.г. ленинградское подполье было связано с московским, избежав, правда, таких диссидентских акций, как Бульдозерная выставка. Эти годы вошли в историю под условным названием Газо-Невской культуры. Наиболее активными участниками тех выставок стали А. Белкин, В. Овчинников, В. Рухин, Г. Богомолов, И. Иванов и другие. Все они стали популярны в России и за рубежом.

Далее можно вспомнить группу самозванных академиков бессмертных во главе с Ф. Волосенковым. Наиболее интересны из них А. Заславский, А. Зинштейн и В. Паршиков (почему-то не попавший на выставку в ГТГ). Можно отметить самобытный примитивизм Е. Фигуриной.

Из художников, не примкнувших к школам и группам, назовем М. Иванова,

Б. Борща, А. Бихтера, Е. Михнова, В. Гаврильчика и автора статьи.

М. Шемякина можно не представлять, он повсеместно оэкранен.

Особо я бы отметил творчество Г. Устюгова, с его нервическим колоризмом, не имеющего прямых аналогов, наиболее близкого по темпераменту московскому художнику В. Яковлеву.

            Представленный букет впечатляет. Заслуга И. Кушнира в том, что собирая выставку (да и работая над серией монографий) он сумел перешагнуть рамки собственных пристрастий. Будучи внимательным ко всему, в чем больше или меньше заложен творческий поиск, он сумел донести до москвичей довольно объективную картину петербургской живописной культуры второй половины 20 века. С чем его и поздравляем!

 

 

 

 

 

назад  | карта сайта | гостевая

E-mail: allpeterart@narod.ru  тел.(812) 314-82-48

Hosted by uCoz