лПЕТЕРБУРГ╗ В лМАНЕЖЕ╗ 

 

В январе 2003 года в Центральном выставочном зале лМанеж╗ прошла 10Ця юбилейная выставка лПетербург╗ Ц выставка новых произведений художников нашего города. 10 лет Ц немалый срок для бытования художественного проекта. При этом назвать благополучной жизнь манежных лПетербургов╗ было бы несправедливо. Скорее, этой выставке можно отдать первенство по способности  притягивать бесконечные удары (впрочем, и отражать ихЕ)

В чем причина столь ярого неприятия выставки, не смягченного даже временем (ну хоть привычкой!)?

Разумеется, сама идея лПетербургов╗, заявленная впервые в 1993 году, могла вызвать сомнения в возможности ее осуществления. Каждый художник представлен одной работой последнего года. И авторов, учитывая манежные масштабы, - около 500.

 

 

ИЗ ИСТОРИИ ВЫСТАВКИ

 

Попробую все же обосновать рождение столь лнепонятной╗ затеи.

1993 год. Один из самых темных периодов в состоянии искусства Петербурга. Прошло время благополучного существования искусства официального (выставки, заказы). Прошло время эйфории ллевых╗ художников (массовый коммерческий успех на Западе на лгорбачевской╗ волне). Встал серьезный вопрос о выживании. В состоянии растерянности многие художники, оставив высокие творческие задачи, бросились писать лкартинки╗ рыночного толка, пытаясь заработать деньги (хотя бы на материалы!) Именно в это время исчезло понятие лтематическая картина╗, требующая длительного и неспешного труда. Под угрозой исчезновения оказалось и вообще серьезное несуетное творчество. Появились многочисленные скороспелые имитации лсюр╗а-импрессионизма-абстракционизма, сусальные лсвятости╗ и эротика, пошлый и неумный лантисоветский жанр╗. То есть: чего изволите?

Разумеется, вся эта безвкусная мелкота производилась художниками средней руки, Ц но ведь и для них в предшествующие времена существовало понятие художественной культуры. Впрочем, лстремление к рынку╗ стало просвечивать и в работах серьезных художников, Ц что было уж вовсе страшно.  В этих условиях идея собрать по одной по-настоящему творческой работе от художника была скорее гуманной, чем неуважительной. Хотелось поддержать художников, заявив о важности и нужности выстраданного, некоммерческого (не рыночного) творчества. При этом ограничение количества работ от автора позволяло принять на выставку в лМанеже╗ небывалое доселе количество участников (хотя и это, согласно статистике, лишь небольшая часть работающих в городе художников).

Идея была заявлена. На собранном в лМанеже╗ совещании работников культуры (присутствовали представители музеев, коллекционеры, искусствоведы, художники, в том числе: М. Герман, Л. Мусиенко, А. Повелихина, С. Ласкин, Н. Благодатов, А. Белкин) за идею проголосовали.  Началась спешная Ц и еще сумбурная Ц подготовка выставки. Однако важно было Ц начать.

Первая выставка и оказалась самой сумбурной. При избыточном количестве членов выставкома и невыработанности критериев на выставку проникло некоторое количество откровенно коммерческих работ, которые в экспозиции мы нарочито объединили. (Грустно вспоминать, но выделенный нами с откровенной иронией лрыночный раздел╗ пользовался шумным успехом у посетителей. В последние годы, напротив, наибольший интерес вызывают работы серьезных, сильных мастеров. Так хочется верить, что есть и наша заслуга в изменении вкуса публики!..)

 Реакция на первую выставку была скорее растерянной. Удивляла сама идея, Ц и удивляло, что оказалось возможным ее осуществить. В первый год будущие враги выставки еще лпереводили дыхание╗. Но уж зато со второй Ц на организаторов вылился поток ругани: лОтсутствие концепции Ц ничего не понятно!╗, лИздевательство над зрителем Ц показывать так много работ╗, лСвалка картин╗. При этом лПетербург╗ изначально отличала свободная развеска (работы размещаются в экспозиции в один ряд, а не в два-три, как на многих других выставках).

 

Первые годы лкуратор-социалист╗, по выражению М. Колдобской, а точнее Ц куратор-идеалист очень тяжело переживал эту тотальную неприязнь. Но с годами пришлось взглянуть на происходящее трезво. Выставка действительно чрезвычайно уязвима. И дело не в лотсутствии концепции╗  и не  в принципе лодной работы╗. Фактор здесь скорее психологический: любая выставка одного направления или одной темы разделяет зрителей на три группы: враждебную (лчужие╗), группу поддержки (участники и близкие по взглядам) и равнодушную. лПетербург╗ объединяет художников всех направлений, поэтому на его долю приходятся только: равнодушные (к искусству вообще) и враждебные (лнаши╗ выставлены, Ц но зачем здесь чужие?!) Реалисты возмущаются присутствием лформалистов╗ и наоборот. Сторонники новейших течений недовольны, что таковых на выставке немного, а все остальные разгневаны тем, что пресловутые лновейшие╗ вообще представлены.

От кого же ждать поддержки? От тех немногих, кто смотрит на выставку, отстранясь от личных амбиций, кто понимает ее истинные задачи.

 

 

О ЗАДАЧАХ

 

Так каковы же задачи выставки? Во-первых, небывалый демократизм. Мы не выделяем никаких лпредпочтительных╗ направлений-стилей-течений. Все, что существует в городе, вправе существовать на выставке. Единственное ограничение Ц отбор творческих работ, выражающих настрой автора. Подделки, откровенно рассчитанные на сбыт, Ц даже исполненные чрезвычайно мастерски, - на выставку не принимаются. И все же Ц разброс качественный очень велик. Почему? Да потому, что и мера таланта отпущена всем разная. Набрать полный лМанеж╗ гениев, увы, невозможно. Конечно, мы знаем и любим лучших художников города, мы выделяем их в экспозиции. Но, как знать, может, те, кто сейчас явно не вытягивает в соседстве с ними, с годами подрастет. Если в работе просвечивает творческая потенция, мы ее показываем (хоть и не столь почетно, как работы состоявшихся мастеров). Отсюда Ц еще одна задача лПетербургов╗. Мы даем возможность художнику не вполне сложившемуся увидеть себя в одном выставочном пространстве с признанными мастерами. Такое соседство Ц прекрасная школа. Если, конечно, в ней учиться. Выставка великолепно высвечивает все ошибки, несовершенства. Если художник стремится и умеет делать выводы, участие в лПетербургах╗ может дать ему очень много. Если же не видит (или не хочет), если вполне доволен собой и полагает, что расти ему уже некуда, Ц то после нескольких попыток мы работы таких художников не принимаем (что вызывает благородное негодование: лМеня всегда брали!╗) Таких случаев за историю лПетербургов╗ немало. Раз пройдя выставком, подобные авторы воспринимают это не как аванс, поддержку, но как безусловное признание Ц иЕ начинают себя тиражировать.

Еще одна из задач лПетербургов╗ Ц поиск и открытие новых имен. Не могу сказать, что наши успехи на этом поприще весьма велики. Здесь Ц особенности разных типажей, разных характеров. Люди одаренные, тонкие Ц наиболее ранимы. Не имея досье и регалий, они зачастую боятся вынести свои работы на суд выставкома (что не грозит напористым и бездарным: лМои работы украсят вашу выставку!╗)

И все же открытия случаются. Среди художников, чья выставочная деятельность началась с манежных лПетербургов╗: Георгий Невский, Галина Вайнман-Стожарова, Тамара Буковская, Сергей Дрейден, Николай Копейкин, Владимир Третьяков, Николай Васильев, Лариса Голубева, Александр Попов, Валерий Галечьян, Евгений Бойков, Ирина Бровина, Наталья Агаркова, Александр Матросов. Первая микроперсональная выставка в разделе юбиляров Ц у замечательной художницы-примитивистки Анисьи Леонтьевой (90 лет!). А еще немало таких, которые после удачного старта на лПетербурге╗ активно вливаются в выставочную жизнь в родном городе или в зарубежных странах Ц и в лМанеж╗ более не возвращаются. Это ни в коей мере не вызывает у нас обиды. Напротив, мы считаем, что свою задачу выполнили: художник осознал себя, почувствовал уверенность в своих силах.

С первого года мы заявляли лПетербург╗ как выставку-справочник. При таком разнообразии экспозиции любой зритель может выбрать интересного для себя художника Ц и следить за его творчеством уже по иным выставкам, где он представлен шире. Мы часто сталкиваемся с просьбами посетителей Ц дать координаты художника или посоветовать,  где можно увидеть его работы. Идея справочника срабатывает: он востребован. По опыту общения с галерейщиками (как российскими, так и зарубежными) знаю, что многие из них специально приезжают на лПетербург╗ из года в год, чтобы найти лсвоих╗ авторов. За годы существования лПетербурга╗ именно на этой выставке возникали идеи разнообразных проектов - от персональных или групповых выставок в нашем городе до крупных международных проектов с участием художников других стран. (Например, отбор на выставке лПетербург-2000╗ участников Биеннале в городе Турку (Финляндия), на выставке лПетербург-2002 Ц выбор художников для Германо-Российского проекта лДиалог╗).

 

 

УЧАСТНИКИ

 

             Впрочем, из года в год я пытаюсь призвать художников к патриотизму. Хотелось бы, чтобы лучшие мастера города участвовали в выставке без лпрогулов╗. Потому что встреча с их творчеством Ц всегда радость (и очень часто Ц радость не столь уж доступная для широкого круга зрителей), потому что талантливая лсборная╗ выставка означает талантливость города. Потому что присутствие работ мастеров воспитывает и художников, и зрителей.

            На выставках лПетербург╗ можно было увидеть работы замечательных мастеров, составляющих гордость ленинградского искусства Ц Рихарда Васми, Шолома Шварца, Владимира Шагина. Они оставались постоянными участниками выставки до конца жизни Ц и это в то время, когда их работы были доступны лишь немногочисленным знакомым, посетителям мастерских. В экспозиции лПетербурга╗ были показаны последние работы Б. Калаушина, Г. Молчановой, Вадима Овчинникова, Тимура Новикова, Л. Нисенбаума, М. Аникушина, В. Тюленева, Л. Эйдлина, В. Долгополова,  Н. Кошелькова, В. Матюх, чьи имена (как и участие в нашей выставке!) уже принадлежат истории петербургского искусства. На выставках лПетербург╗ можно увидеть новые работы особой группы ленинградского андеграунда Ц лШколы О.А.Сидлина╗ (Анатолий Басин, Игорь Иванов, Юрий Нашивочников, Василий Юзько, Сергей Сиверцев).

            Среди постоянных участников выставки Ц лучшие мастера легендарной лГаза-Невской культуры╗ (Г. Устюгов, Г. Богомолов,  В.Видерман, лстерлиговцы╗,  В. Мишин, А. Маслов, В. Громов, Ж. Бровина, В. Левитин, В. Герасименко, Ю. Галецкий, А. Белкин, Б. Козлов), лгерои 80-х╗ (В.Воинов, Е. Орлов, Е. Фигурина, В.Духовлинов, А.Аветисян, Б.Кошелохов, В. Овчинников, О. Котельников, О. Фронтинский, И. Кириллова,  лмитьки╗, В. Лукка, В. Михайлов, Ф. Волосенков, Д. Каминкер, Л.Колибаба) и классики ленинградского Союза художников (З. Аршакуни, Г. Егошин, Н.Кочуков, И. Венкова, М.Харламова, К. Суворова, В. Прошкин, А. Агабеков, В. Жуков, Л. Сморгон, В. Поварова, Л. Ткаченко, В. Рахина, Б. Шаманов, Е. Антипова, Т. Федорова, Г. Писарева,  А. Заславский, Р. Доминов, Е. Ротанов, И. Ярошевич, И. Зисман, Л. Куценко, Г. Корнилов, М. Копылков).

 

За годы существования выставки лПетербург╗ происходили массовые переселения художников в иные страны (и обратно). Однако их работы появляются на наших выставках (и сохраняют этих художников для города). В числе таких имен: Г. Гоголюк, И. Журков, Толстый (Владимир Котляров), А. Геннадиев, А. Гуревич, В. Афанасьев, Т. Чапургина, А. Ярошевич, А. Лукина, Л. Густерина, Ю. Пенушкин).

 

 

 

О КРИТИКЕ

 

            А была ли критика?.. Была. Но очень немного. Вот имена авторов критических статей (то есть статей, анализирующих выставку, высказывающих профессиональные суждения, отмечающие достоинства и изъяны): Зина Арсеньева, Михаил Сидлин, Семен Левин, Людмила Леусская, Марина Унксова, Николай Благодатов, Александр Симуни. Всем им Ц большое спасибо. Критика Ц всегда полезна.

И еще Ц критика всегда позитивна. Отнюдь не в смысле лхвалебна╗ Ц но предполагает, по крайней мере, желание найти плюсы и подсказать, как избавиться от минусов. Просто злобную ругань к разряду критики отнести невозможно. Впрочем, и ругань эта в большинстве случаев не только бездоказательна Ц но и курьезна.

            Вот, например, весьма распространенный упрек: лобъем выставленного просто несъедобный╗ (Михаил Кузьмин). Или у Льва Березкина: лочевидно, что любая более строгая концепция.. сделала бы выставку более съедобной для публики╗. Ребята, вы не спутали выставочный зал с рестораном?..Затраты зрительского труда, нам как раз кажутся необходимыми. Выставка и есть Ц труд художника, труд куратора, труд зрителя. Как любое дело, относящееся к области культуры, интеллекта. лУдобоваримость╗ выставки Ц весьма странный критерий. Ну, разумеется, есть люди, которым лень читать толстые книги, и они заглядывают на последние страницы (лЧем кончится?╗) Есть любители кратких изложений сюжетов классики. Но обычно об этом вслух не говорят. Так не проще ли отказаться от тяжкого труда осмотра выставки, не попрекая при этом ее создателей?..

Еще один излюбленный упрек выставке: лнаследие социализма╗. Но ведь мы с вами тоже родились при социализме Ц и ничего, живем. Или нельзя?.. А если говорить серьезно и вспоминать негатив прошлого, то не напоминает ли эта волна нападок разгромы писателей и поэтов (лЯ этого не понимаю Ц значит, это плохо╗)? Давайте более вдумчиво относиться к тому, от чего следует отказаться, и что неплохо бы сохранить. Термин лтворческого отчета╗ меня не пугает. Подозреваю, что лсоветская традиция╗ отчетных концертов в музыкальных школах, например, не пресеклась. Ибо это Ц необходимый этап проверки сделанного за год. Так же естественно желание художников показывать свои работы, смотреть на них в условиях общей экспозиции, слушать мнения коллег. Это Ц этапы творчества, а не признак социализма.

            Столь же забавно выглядит часто встречающийся упрек авторов статей в присутствии на выставке пейзажей, портретов, натюрмортов. Боюсь, что здесь мы имеем дело с еще большей лотсталостью╗ - сия традиция насчитывает столетия. Да только пейзажи, портреты, натюрморты Ц вполне естественные мотивы в работе художника. И зачастую даже Ц необходимые. Зритель же Ц заинтересованный и грамотный Ц рассмотрит в этих извечных сюжетах степень художественности, ради которой и создается произведение. А незаинтересованному  - как справедливо призывает Екатерина Пицык Цлзимним днем, проходя мимо Центрального выставочного зала лМанеж╗ - лучше пройти мимо╗Е

Михаил Кузьмин полагает: лмало констатировать факт, что наши художники работают хорошо и талантливо╗. Нам-то кажется, что Ц не мало. А также: лЯвлять зрителям отдельные работы отдельных художников Ц это вчерашний день. Надо выставлять проекты╗.  А что же делать отдельным художникам, создающим отдельные работы?..  И какой же день являет собой классическая музыка?.. И не оставить ли за каждым право выбирать, что ему интересно (учитывая, что выставок проектов отнюдь не мало)?..

            Михаил Трофименков в качестве претензии к выставке отметил отсутствие тематической картины. Упрек выставке?!.. Что же предлагает организаторам выставки автор гневных строк? Давать заказ художникам на создание эпохальных полотен? Непременно отыскивать таковые в мастерских художников? И ужель он в самом деле не подозревает, что подобных работ ныне не создается?

Впрочем, злобные выпады привычны, а их беспочвенность вызывает не обиду, но досаду (досадно Ц за авторов). Что же происходит на самом деле? Ц вопрос важный, и задавать его Ц полезно. Да, на выставке лПетербург╗ не только что тематическая картина, но и вообще сколь-нибудь масштабная (по замыслу и исполнению) картина Ц редкость. Только не надо бросаться к оружию, чтобы разить художников и организаторов (ведь и вы, господа, забыли понятие лхудожественная критика╗ и перешли к перебранке отнюдь не высокого штиляЕ) Давайте смотреть на происходящее трезво Ц и (все-таки!) доброжелательно. Перестройка началась (и во многом Ц продолжается!) разрушением. А это Ц не лучший двигатель творческого вдохновения. Разумеется, можно подразжиться и на разрушениях (лДолой проклятое прошлое!╗), можно успешно поспекулировать на антисоветской теме Ц и просто на самооплевывании. Но это Ц ненадолго (да и поле деятельности Ц лишь для художников средней руки). Творчество по природе своей должно что-либо утверждать. И вот с этим сейчас Ц большая сложность. Дало ли наше время большую идею? Пока еще Ц нет. Под лозунгом лОтречемся от своего менталитета и бросимся догонять Цивилизованные страны!╗ как-то не работается. При этом политические пристрастия, убеждения художника не существенны. Просто, по природе своей творчество Ц созидательно, и на самоуничижении не процветает. Да, лПетербург╗ демонстрирует мелкотемье, некоторую этюдность создаваемых в последние годы работ. Но можно ли винить в этом художников? Сомневаюсь. Обратитесь к кинематографу. Боевики лвестерны╗, детективы, сериалы. Вполне в духе Цивилизованных стран. Куда же делась лпсихологическая картина╗, те фильмы о человеке и человеческом, которые были созданы советским кинематографом Ц и которые до сих пор пересматривает изголодавшийся по теплоте зритель? В сущности, та же растерянность художников, попытка перестроиться в другой ряд (рыночный). И страшней всего, когда новые фильмы (без идеи и смысла) Ц оказываются и плохо поставленными, и из рук вон плохо сыгранными. Так вот в этих условиях, сложившихся объективно, самое, по-моему, главное Ц сохранить Школу. Даст Бог, опомнимся, осознаем себя и происходящее. Найдем большую тему. Но если к тому времени порвется нить, связывающая десятилетия творческой школы Ц мы окажемся бессильны.

В нашем межвременьи работа художника над решением узкопрофессиональных задач, поддержание творческой формы Ц уже немало. И с этой-то меркой надо подходить к тому, что мы видим на выставке лПетербург╗. Пусть не в большинстве Ц но во многих работах видно стремление к разработке пластических или цветовых задач. И почему, собственно, вызывают такую враждебность натюрморты, пейзажи, портреты? Если они исполнены художественно, так и зрительская потребность в них не иссякнет Ц как не иссякала на протяжении уже многих веков. Внимательный (и, конечно, грамотный) критик должен подходить к работам индивидуально. Если на очередной выставке он видит неудачу у известного художника, ему представляется прекрасный повод поговорить о тенденциях (или спадах) в творчестве мастера. А в идеале и указать ошибки, слабости той или иной работы. Это будет не пустой бранью, но Ц полезным (и нужным!) замечанием.

Критиковать имеет право понимающий. лНевежество не есть аргумент╗ /Спиноза/. Впрочем, или сии тексты читают не все Ц или не все им доверяют. лПетербург╗ Ц из года в год Ц одна из самых посещаемых художественных выставок города. Средняя посещаемость - 30 тысяч зрителей. Звонки с вопросом об очередной выставке начинают раздаваться в Манеже за несколько месяцев до открытия.

 

Спасибо всем, кто пишет о нашей выставке Ц независимо от интонации. Но Ц огромное спасибо тем, кто пишет о выставке вдумчиво.

 

 

СТРУКТУРА ВЫСТАВКИ

 

лПетербург╗ Ц выставка новых произведений художников нашего города. Но не только. Выставка одной работы последнего года Ц это основа экспозиции, занимающая большую часть манежных площадей. Уже со второй выставки появились вставные разделы Ц лвыставки в выставке╗. Первоначально отделились две галереи первого этажа. В одной разместилась постоянная вставная выставка лЮбиляры╗. Хотелось поддержать художников, отмечающих личный юбилей. Былая традиция устройства персональных выставок в честь столь знаменательных событий для многих в начале 90-х стала неисполнимой мечтой. На первых выставках мы принимали по три работы юбиляров (причем сознательно Ц работы разных лет). На выставках последних лет Ц иная тенденция  - отбор юбиляров ужесточился, число их стало в несколько раз меньше, но этим избранным мы предоставляем возможность более полноценного показа своего творчества. Вполне возможно, что в последующих выставках мы будем представлять персональные выставки одного-двух художников.

Впрочем, не хочется загадывать. Выставка развивается, как живой организм Ц одни формы отмирают, другие рождаются. Изменения претерпела идея второй непременной лвставной╗ выставки. На протяжении нескольких лет мы устраивали в лПетербургах╗ юбилейные выставки известных групп: л20-летие Газа-Невской культуры╗, л60 лет Школе Сидлина╗,  л5 лет Музею современного искусства лЦарскосельская коллекция╗, л25 лет группы лОдиннадцати╗, лТри художника╗ (Феликс Волосенков, Валерий Лукка, Вячеслав Михайлов) л25 лет Газа-Невской культуры╗, лШкола Сидлина╗ (65 лет), л5 лет галерее лФотоимидж╗. Однако за прошедшие годы значительные объединения уже были отмечены, и появилась потребность отказаться от выставок юбилейных, заменив их разнообразными локальными проектами (Фотовыставка лПетербург в лПетербурге╗, выставка лПортрет старого дома╗.

В новом разделе Ц лГости лПетербурга╗ показаны выставки современных художников Израиля и Австралии.

 

Что же остается неизменным в нашей выставке?

 

 

Традиции лПетербурга╗

 

Сохраняется принцип отбора. Это Ц выставкомы в октябре (возможность прийти без диплома и удостоверения, доказать только работами что ты Ц художник. Много ли таких возможностей у тех, кто пришел к творчеству самостоятельно или недавно?..) Отбор ведется и в мастерских, и Ц по особым приглашениям. Впрочем, участвовать Ц и не участвовать Ц право художника (если уж демократия Ц то во всем). Кто-то не хочет выставляться Ц или не имеет новых работ. Вообще, сравнивая нашу выставку с другими выставками современного искусства, следует помнить об основном требовании лПетербурга╗ Ц показ работ последнего года. На персональных и групповых выставках художник обычно показывает лучшее из того, что сделал. Да, впечатление лучше. Но у нас Ц объективная картина сего дня. Поэтому у каждой из выставок лПетербург╗, при всей пестроте художественных стилей, всегда есть нечто общее Ц настроение, отражающее сегодняшнюю жизнь города.

Неизменное правило - два этапа отбора. На втором - немалое количество работ вытесняется, отторгается самой экспозицией.

 

Важная для нас традиция Ц объединение различных творческих сил города в рамках лПетербурга╗. Непременные участники Ц поэты города (лПоэтические чтения╗ на выставке и публикация новых произведений в каталоге выставки). На наших выставках проходили спектакли Сергея Дрейдена и Бориса Понизовского. Выступали лЛицедеи╗ и Ц многократно - Роберт Городецкий с персональной программой. Выступали известные музыканты, музыкальные ансамбли. Ведущие группы перформанса принимают участие в Днях перформанса на выставке. Ежегодно проходит показ видеофильмов. Непременный участник всех выставок - центр лКитежград╗ с детским праздником лСвяточный карнавал╗. В теоретических конференциях выставки принимали участие: Михаил Герман, Сергей Даниэль, Анатолий Дмитренко, Ольга Шихирева, Иван Чечот, Александр Симуни, Валерий Савчук, Тимур Новиков. Проходили презентации новых изданий по искусству (в том числе подготовленных специально к выставке книг лЛенинград. 70-е в лицах и личностях╗, лШкола Сидлина╗).

 

Ежегодно присуждаются Дипломы выставки лПетербург╗. Дипломами выставки в разные годы награждены: С.Азархи, Е.Антипова, З.Аршакуни, А.Басин, Г.Богомолов, В.Воинов, Ф.Волосенков, Е.Галеркина, А.Гордин, Р.Доминов, В.Духовлинов, Г.Егошин, М.Ершов, К.Ефимов, В.Загоров, А.Заславский, А.Зинштейн, Д.Каминкер, П.Конников, М.Копылков, С.Корлыханова, С.Короленко, А.Курмаярцев, Л.Лазарев, А.Ляшко, А.Матросов, В.Михайлов, В.Мишин, А.Некрасов, Ю.Никифоров, Тимур Новиков, Е.Орлов, В.Прошкин, В.Рахина, Е.Ротанов, А.Румянцев, Л.Сморгон, М.Спивак, К.Суворова, И.Тарасюк, Г.Устюгов, Е.Ухналев, А.Флоренский, О.Фронтинский, А.Чежин, В.Шинкарев, Л.Эйдлин, О.Янушевский, И.Ярошевич.

 

Выставка лПетербург╗ - это творческая лаборатория города, где равно возможны удачи и неудачи, где неизбежны споры и разногласия. Самим организаторам хотелось бы реализовать на выставке много больше, чем удается. Но главное Ц это живая выставка. И Ц будем надеяться Ц растущая.

                                                                                                

 Лариса Скобкина 

 

 

 

назад  | карта сайта | гостевая

E-mail: allpeterart@narod.ru  тел.(812) 314-82-48

Hosted by uCoz