Тимур Новиков                    ПЕТЕРБУРГ-2000

 Как вы уже знаете, ХХ  век закончился, и мы можем подвести итог достижений искусства ушедшего столетия.

В течение ХХ века сложился новый тип современного искусства, более связанный с различными нехудожественными традициями культуры человека, чем с традиционным изобразительным искусством. Наименование деятелей этой новой культуры тоже художниками, а их произведения тоже искусством значительно усложнило систематизацию искусства ХХ века.Свойственная современному  “актуальному” искусству практика хеппенинга, перформанса, строительство инсталляций, организация акций и даже создание интерактивных и концептуальных объектов, на самом деле, уходит своими корнями в глубокое прошлое. Например, созданный царем Гордием известный в древности концептуальный объект “Гордиев узел”, хранившийся долгие годы в столице великой Фригии, был рассечен мечом Александром Македонским. Почему-то историки еще не назвали его основоположником современного акционизма. Акционистом можно было бы назвать и знаменитого Герострата, ради своей славы спалившего храм Артемиды в городе Эфесе.

Одним из новейших жанров “современного искусства” называют “работу с собственным телом”. “Художница” Орлан изменяет себе лицо плас-тическими операциями, чтобы создать необыкновенно уродливую личину.  “Художник” Шварцкоглер публично отрезал себе детородный орган. “Худож-ник” Стеларк вживляет в свое тело механические и электронные детали с це-лью создания из себя живого кинетического объекта.Подобные примеры мы не раз встречаем в истории человечества.  “Работой над своим телом” зани-мались и жрецы Кибелы, и русские скопцы. Уродованием человеческого тела занимались и компрачикосы (читайте роман Виктора Гюго “Человек, который смеется”), и палачи, и флагелланты (люди, избивавшие себя и друг друга в религиозном экстазе). Уместно тут вспомнить и знаменитый объект “Прокрустово ложе”.

В музеях современного искусства возникла новая проблема: как хранить объекты современного искусства. Например, в Венском художественном музее хранится кусок шоколада, поедаемый червями. Музейщики не решаются отравить червей, так как они являются частью “объекта”, а если их не отравить, то они съедят сам объект окончательно и хранить будет нечего. Произведение английского художника Дэмина Христа “Заформалиненная акула” стало протухать. Подобных примеров проблем с хранением “объектов” современного искусства бесчисленное множество.

Этих проблем не возникало бы, если бы специалисты из музеев совре-менного искусства обратились за помощью к сотрудникам специализи-рованных музеев. Медицинские, антропологические, зоологические, этнографические, естественнонаучные музеи обладают богатым опытом хранения подобных объектов уже не первое столетие. Известный немецкий художник Иозеф Бойс говорил, что его творчество восходит к практике шаманов. Действительно, история современного искусства без истории шаманизма и колдовства, алхимии и черной магии будет не полна.

Центральным понятием искусства XX века является самовыражение. А ведь радикальным самовыражением занимались и римские императоры: Нерон, Гелиогабал, Камод, и  маньяки-убийцы, вроде Джека - потрошителя или Чикатилло, и бесчисленные литературные герои, такие, как Родион Рас-кольников. Пожалуй, наиболее ясно и кратко  сказал об этом ленинградский поэт Олег Григорьев: “Чтобы выразить все сразу, кулаком я бью по тазу”.

Настало время писать новую историю “современного искусства” параллельную истории традиционного искусства и довольно редко с ней соприкасающуюся. Но помимо самовыражения и новаторства ХХ век знал и стремление к совершенству, верность традициям. В течение всего столетия создавались шедевры изобразительного искусства в лучших традициях поклонения красоте. Именно в ХХ веке возродились Олимпийские  игры и конкурсы красоты, придуманные древними греками для выявления идеальных человеческих пропорций. Имена современных “идеалов”: Найоми Кэмпбел, Кристи Торлингтон, Линда Евангелиста, Хелена Кристенсен, Клаудиа Шиффер, Евгений Кафельников, Анна Курникова, Алексей Немов, Луиш Фигу, Павел Буре скажут нашим читателям гораздо больше, чем длинный список “гениев” современного искусства. “Актуальная”  художественная критика часто уверяет, что наши современники красоты и совершенства в искусстве не ищут. Но музеи современного искусства на Западе пустуют,  в то время как традиционные музеи всегда заполнены простым зрителем.

В ХХ веке существовало искусство не только в виде различных “измов”, но и в традиционной форме  реалистического искусства, обращенного к прекрасному. Особенно популярны в последние годы на Западе фотохудож-ники, способные запечатлеть красоту топ-модели, кинозвезд, так как в массе своей современная живопись и скульптура эту способность утратили. Но не-которые мастера даже на Западе продолжают сохранять традиции классичес-кого искусства. В России благодаря железному занавесу и поддержке традиционного искусства государством сохранилось немало мастеров, чьи имена вызывают неприязнь “профессионалов” и интерес, а иногда и востор-женное почитание широкого зрителя (Клыков, Шилов, Глазунов).

Для уточнения исторической перспективы мне кажется целесооб-разным предложить  два параллельных списка достижений искусства ХХ века. Пора развести воюющие между собой в течение всего столетия две парал-лельные культуры и создать между ними демилитаризованную зону. Первый список – важные, с моей точки зрения, произведения живописи и скульптуры, празвивающие традиции европейского искусства. Второй список- значительные деятели культуры самовыражения и воздействия на зрителя, проявивших себя в области, именуемой  современным искусством. Мои спис-ки тенденциозны и не отражают моих личных художественных вкусов.

Произведения живописи и скульптуры ХХ века, продолжающие традиции европейского искусства.

1.      Лоренс Альма – Тадема “Нахождение Моисея”. 1902

2.      Пабло Пикассо “Арлекин”. 1917

3.      Александр Самохвалов “Девушка в футболке”. 1932

4.      Адольф Циглер “4 элемента”. 1936-37

5.      Арно Брекер “Дионис”. 1937-38

6.      Иво Салигер “Суд Париса”. 1937

7.      Александр Лактионов “Письмо с фронта”. 1947

8.      Дэвид Хокни “Портрет одного художника”. 1971

9.      Карло Мария Мариани “Шестой сон – Тарсия”. 1993

10.      Олег Маслов, Виктор Кузнецов “Триумф Гомера”. 2000

Значительные деятели культуры самовыражения и воздействия на зрителя и их известные акции и объекты.

1.      Казимир Малевич “Черный квадрат”. 1915

2.      Марсель Дюшан “Фонтан”. 1917

3.      Джексон Полок “Собор”. 1948

4.      Энди Уорхол “Томатный суп”. 1962

5.            Роберт Раушенберг “Монограмма”. 1964

ежегодная выставка современных художников - "Петербург" 2000,2001,2002... Международная выставка современного искусства "ДИАЛОГИ" Международный фестиваль перформанса и экспериментального искусства

 

Hosted by uCoz