О.
Фронтинский Выставка
в ГТГ Лужков
забыл
поздравить
Петербург с
юбилеем.
Подумаешь – 300
лет. Но не все
поступили
так.
Государственная
Третьяковская
галерея
пригласила
в Москву
группу
петербургских
художников (около
70 человек) и
развернула
экспозицию
в залах на
Крымском
валу в
рамках
проекта «Авангард
на Неве.
Вторая
половина ХХ
века». Был
издан
каталог с
благосклонным
предисловием
доктора
искусствоведения
А. Морозова (Заместитель
Генерального
директора
ГТГ). Отбор
художников
и их работ
был доверен
Исааку
Кушниру,
петербургскому
энтузиасту,
автору
проекта
серии
монографий
о
художниках,
частично
уже
реализованного.
Работая над
серией,
Кушнир все
больше
погружался
в тему, став
одним из
серьезных
знатоков
петербургской
живописи.
Многие
художники
не попали в
его выбор, но
это
результат
его
собственных
пристрастий
и вкусов.
Право на
выбор он
несомненно
заслужил. Названии
серии «Авангард
на Неве» не
было
шибочным,
как
посчитали
несведущие
журналисты.
Понятие
русского
авангарда
обычно
определяет
экспериментальную
живопись 20-х
годов,
футуризм –
искусство
будущего,
которое
оказалось
до смешного
коротким. Но
нужно
помнить, что
подлинное
искусство
во все
времена
было
авангардным,
поскольку
ставило и
решало все
новые и
новые
задачи. И
всегда эти
задачи
решались
немногим –
авангардом.
В конце 19 века
эту роль
взяли на
себя
передвижники,
порвавшие с
Академией. И
как повезло
всем нам, что
искусство,
непрерывно
развиваясь,
сумело
найти
выходы из
тупиков,
навязываемых
нам
фанатиками:
из
супрематизма
Малевича,
поставившего
жирную
точку на
всем своим
черным
квадратом,
из ложных
антихудожественных
теорий
атомистической
живописи
Филонова, не
говоря уже о
наивнейшем
лучизме
Ларионова. Итак
–
петербургский
авангард.
Для
москвичей
это стало
несомненным
открытием,
они жили в
неведении о
том, что
происходит
в северной
столице.
Недавняя
московская
выставка в
Манеже
показала,
что
московские
галереи
сотрудничают
с немногими
нашими
мастерами.
Но выбирали
они
наиболее
салонных,
что вполне
закономерно.
Подлинных
открывателей
они не
зацепили. Наиболее
формалистические
движения
авангарда
второй
половины 20
века
продолжили
открытия 20 г.г.
Это видно в
работах П.
Кондратьева
и В. Волкова, В.
Стерлигова,
Т. Глебовой и
многочисленных
их учеников (уже
и в третьем
поколении).
Интересна
школа
Сидлина с
установкой
на
изысканный
колоризм,
давшая
таких
мастеров
как И. Иванов,
А. Басин и Ю.
Нашивочников.
Далее идет
школа
Длугача,
вырастившая
А. Зайцева и
группы «Эрмитаж»
и «Кочевье». Наиболее самобытным явлением послевоенной ленинградской культуры оказалось творчество группы художников под руководством А. Арефьева. Это Р.
Васми, В.
Шагин, Ш.
Шварц и В.
Громов –
представители
полноправного
реализма,
круто
развернувшие
искусство
лицом к
жизни,
которым
было бы
тесно в
рамках
любой из
школ. Именно
этот
самобытнейший
реализм
сделал их
искусство
подлинно
авангардным.
Нужно
вспомнить
творчество «Группы
11-ти». Это
левое крыло
в рамках
ЛОСХа во
главе с З.
Аршакуни, Г.
Егошиным,
Ватениным. В
70 г.г.
ленинградское
подполье
было
связано с
московским,
избежав,
правда,
таких
диссидентских
акций, как «Бульдозерная
выставка».
Эти годы
вошли в
историю под
условным
названием
Газо-Невской
культуры.
Наиболее
активными
участниками
тех
выставок
стали А.
Белкин, В.
Овчинников,
В. Рухин, Г.
Богомолов, И.
Иванов и
другие. Все
они стали
популярны в
России и за
рубежом. Далее
можно
вспомнить
группу
самозванных
академиков –
«бессмертных»
во главе с Ф.
Волосенковым.
Наиболее
интересны
из них А.
Заславский,
А. Зинштейн и
В. Паршиков (почему-то
не попавший
на выставку
в ГТГ). Можно
отметить
самобытный
примитивизм
Е. Фигуриной. Из
художников,
не
примкнувших
к школам и
группам,
назовем М.
Иванова, Б.
Борща, А.
Бихтера, Е.
Михнова, В.
Гаврильчика
и автора
статьи. М.
Шемякина
можно не
представлять,
он «повсеместно
оэкранен». Особо
я бы отметил
творчество
Г. Устюгова, с
его «нервическим
колоризмом»,
не имеющего
прямых
аналогов,
наиболее
близкого по
темпераменту
московскому
художнику В.
Яковлеву. Представленный букет впечатляет. Заслуга И. Кушнира в том, что собирая выставку (да и работая над серией монографий) он сумел перешагнуть рамки собственных пристрастий. Будучи внимательным ко всему, в чем больше или меньше заложен творческий поиск, он сумел донести до москвичей довольно объективную картину петербургской живописной культуры второй половины 20 века. С чем его и поздравляем! |
|
|
|
|
|
назад | карта сайта | гостевая E-mail: allpeterart@narod.ru тел.(812) 314-82-48 |