ШКОЛА СИДЛИНА

 

л        

          лШкола Сидлина╗. Это название круга учеников Осипа Абрамовича Сидлина появилось в последние годы и своим появлением обязано тому, что пришла пора лписать историю╗. Историю ленинградского искусства 50-70-х годов, когда, напольно или подпольно, оно переживало один из своих взлетов. Искусство этого периода, вскормленное энтузиазмом поисков, самоутверждения, ломки тесных рамок официоза, дало немало замечательных имен Ц как в лсоюзовской╗ среде, так и в среде андеграунда. Это Ц время активного освоения западноевропейского опыта. Сначала Ц по эрмитажным впечатлениям (в Эрмитаже открылись залы французского искусства конца ХIХ Ц начала ХХ века), позже Ц по журнальным репродукциям. В обилии новаций было много талантливого Ц и много вторичного. То, что вызывало восторги у необычайно разросшейся в 70-е годы прослойки любителей современного искусства, сейчас зачастую воспринимается с иронией Ц и даже неловкостью. Но лперекосы╗ в оценке работ современников Ц явление нормальное, и отражают скорее температуру общественного настроения, нежели эстетическое восприятие.

Творчество художников, которых мы сейчас называем лШколой Сидлина╗, не подверглось переоценке за минувшие десятилетия. Оно остается одним из самых значительных Ц и, пожалуй, самым загадочным явлением ленинградской живописи. И это Ц при редкой в искусстве этого периода простоте сюжетов (в основном, натюрморты). На фоне лмногозначительных╗ творений постсюрреалистов и других лэффектных направлений╗ ленинградского андеграунда работы сидлинцев выглядят анахронизмом. И тем не менее сразу вызывают даже в несочувствующем зрителе некую настороженность: лЧто-то не так╗. Скупая, неяркая цветовая гамма, скупой набор изображенных предметов, полное отсутствие попыток лудивить╗. И Ц невольное магнетическое притяжение, которое испытывает даже неискушенный зритель у этих картин. Притяжение столь же сильное, сколь необъяснимое. В том-то и состоит суть сидлинского лвоспитания╗, что живопись говорит только собственным языком, непереводимом на язык литературно-ассоциативный. И говорит столь выразительно, что окружающие "эффектные" работы выявляют свою пустоту. (лЕсли Сидлин работу ученика называл красивой, значит, она плохая╗ - Ю.Нашивочников)

Этот удивительный человек посвятил живописи всю свою жизнь, ничего не оставив лдля себя╗. Понятий лдостаток, налаженный быт, карьера, слава╗ для него не существовало. Только Ц живопись. А это Ц собственное творчество и творчество учеников. Свои (весьма своеобразные!) представления о жизни настоящего художника Сидлин пытался передать и ученикам. По Сидлину, работы не следует подписывать. Ни в коем случае не следует выставлять. Ну, а о продаже тогда и речь не заходила. Главное Ц работать, лдобиваться трудом и потом, плюс ум, зрение и чутье. Делай до тех пор, пока не получится то, что надо╗. И: лвсе равно ты живопись не бросишь, у тебя это в крови и в голове, и будешь заниматься живописью до конца, вот увидишь╗ (из воспоминаний А.Михайловского).

Все это создало атмосферу лсектанства╗ сидлинской студии, куда приходили лишь лпосвященные╗ и занимались не столько личным делом, сколько общим Ц постижением таинства живописи. Шаг за шагом. И всю жизнь.

Осип Абрамович Сидлин, проучившись 6 лет на живописном факультете ВХУТЕИНА (ныне Институт им. И.Е.Репина), в 1936 году вышел из института лбез выполнения дипломной работы╗. Директор И.И. Бродский счел работу Сидлина лне в стиле и не в духе╗, и переделки не составили бы для выпускника особого труда. Но Сидлина смолоду отличала абсолютная преданность собственному чувству живописного. лЯ согласен: там на холсте неудача с рукой, но я Ц живописец, а она вписана как цвет╗. И: лЧерт с ним, с дипломом, и без него можно жить Ц руки, голова есть╗.

Так Сидлин стал преподавателем. И, как знать Ц быть может, в этом была Судьба, потому что, вполне и счастливо реализовав себя в жизне-живописи, он воспитал группу талантливых художников, раскрыв в них всю полноту дарований, которая в иных условиях могла бы и не проявиться.

С 1935 года Осип Абрамович Сидлин Ц преподаватель Изостудии в Доме культуры им. Капранова. На занятия собирался народ пестрый. Большинство приходило с целью подготовки к поступлению в художественные вузы. Приходили и люди постарше, чтобы работать лдля себя╗, из любви и интереса к живописи. Со временем стало появляться множество знакомых и родственников учеников, которых приводили лза руку╗ к необычному учителю. Как в любой студии, при вступлении полагалось показать работы. Сидлин, по воспоминаниям А.Головастова, их лважно рассматривал╗. В приеме обычно не отказывал. Можно было, впрочем, и вообще не предъявлять работ (если их не было), а просто приходить и заниматься. При этой внешней демократии отбор в студию был невероятно жестким Ц сама атмосфера сидлинской школы, его непривычная система лотбирала╗ только лсвоих╗, близких по крови. Чужие Ц не выдерживали и уходили сами.

Сам принцип работы у Сидлина строился на лколлективности╗ успеха. Удачная работа, удачный ход на холсте одного из студийцев становились достоянием всех: Сидлин показывал, объяснял, призывал вместе порадоваться живописной находке. Все и радовались. Возможно, этим воспитывался не только вкус, чутье к талантливому, но и умение преодолеть обычную у художников творческую зависть. Вероятно, с той же соборностью в творчестве студийцев связан постоянный призыв Сидлина не подписывать свои работы. Все Ц на алтарь живописи, во имя ее постижения. Удача Ц радость для любого посвященного. Чья удача Ц не суть важно.

Так и остались многие работы без подписи. Авторство устанавливаем по воспоминаниям студийцев. Иногда в работах что-то лтронуто╗ Учителем. Для Сидлина и это не важно. Важен результат. (лЕсли ты чувствуешь, что этим последним мазком выйдешь из исходных колеров в их цветовое отношение, но для этого у тебя нет нужной краски, - лворуй╗ у соседа. Я прощу. И Бог тоже╗. О.Сидлин)

Сидлин не давал готовых рецептов и приемов. Может, поэтому лученикам казалось, что он говорил им слишком мало╗ (Н.Тореева). Он давал самое главное Ц ощущение живописи и своих отношений с ней. лГениальный находит свой путь, как писать. Только ремесленнику все ясно, даже срок, когда работа будет закончена╗. Задача была поставлена. Ради живописи, во имя живописи надо растить в себе гениальность лизо всех сил╗. Именно Ц не ради себя (славы-почета-заработка), а ради живописи как некоего кумира. Не карьера, но служение. И именно в силу отсутствия рецептов система Сидлина позволяла каждому идти к Живописи своим путем. лПрислушиваться к себе╗ было так же важно в этой системе, как и лприслушиваться к холсту╗, исполняя его требования.

лНадо писать свой холст╗.

         В Школе Сидлина термин лцветовые отношения╗ обретал характер универсальный. Отношения цветов выстраивались столь же тонко и сложно, как человеческие отношения, где гармония не есть сумма составляющих (исходных данных), но именно возникающее между ними лтретье╗. Краски, как люди, способны уживаться Ц и не уживаться, враждовать, дружить. Наконец, им доступно такое состояние отношений, которое можно сравнить с любовью, когда от соприкосновения, контакта оба цвета, отнюдь не лкрасивые╗ изначально, преображаются, расцветают, светятся. Здесь не подобие света, данное яркими красками, но свет внутренний, глубокий, завораживающий своей неожиданностью. В сущности, это состояние внутреннего света, живого взаимодействия всех цветовых пятен, живущих рядом, и есть высшая цель художника. Труднодостижимая. лВ Академии указывают, какой краской делать тело. Школа. Знают, чем начать, чем кончить. Художник же мучается, ищет╗.

Работ Сидлина сохранилось немного. По воле Осипа Абрамовича холсты после его смерти были уничтожены. Сохранились немногие Ц и то случайно. Впрочем, при жизни своей Ц и своих работ Ц Сидлин не показывал их не только на выставках, но и ученикам. лДаже его старые лсдовоенные╗ ученики увидели работы учителя только после его смертиФ (А.Басин) лСвои работы Иосиф Абрамович нам никогда не показывал. Но нас это и не волновало. Мы его обожествляли и так, нам не нужно было никакого материального подтверждения этому.Ф (Н.Тореева)

Сидлин действительно был лзагадочной личностью╗ (лОн был нераспознан и не укладывался в общие понятия о человеке╗ Ц Н.Тореева). Тем более не укладывался в общие понятия о художнике с непременным авторским тщеславием. Он занимался живописью лдля себя╗ Ц причем занимался с предельной преданностью, страстью, в непрерывном поиске. Кажется, те маленькие открытия, которые совершались им и его учениками в повседневном творческом процессе, были для него важнее, чем лувековечивание╗ результата. Его обычное напутствие ученикам: лНе получилось, уничтожь╗, по отношению к собственным работам приобрело радикальную форму: уничтожить все. Поклоняясь Живописи Ц и посвятив всю жизнь служению ей, он полностью преодолел собственное самолюбие. Собственно, к этому же призывал и учеников, советуя им никогда не подписывать холсты.

Как формируется Школа? Не учебное заведение, которое покидают, пройдя определенный программой курс, но Школа, в которой учатся-работают долгие годы. Феномен настоящей Школы, особенно в стремительном (и довольно прагматичном) ХХ веке - явление столь же редкое, сколь появление крупной, цельной Личности. Именно Личность, способная притягивать и убеждать своим авторитетом, формирует Школу. Образованность, талант педагога - это уже приложения.

Но и ученики в подобной Школе - не случайные. Помимо веры в Учителя, преданности ему, они должны обладать хотя бы долей его подвижничества. Т.е. и в них момент личностности - необходим. И все же зачастую Учитель - не только свет, но и изрядная доля тени. В которой рост учеников затруднен. Общение с Личностью - это роскошь, за которую нередко приходится расплачиваться.

В Школе Сидлина непостижимым образом происходило не только обучение, но формирование, развитие личностей. Столь же разных, как их живописная манера.

 лВытаскивая╗ дар из художника, сидлинская система лвытаскивает╗ дар и из зрителя. А так как дар Ц вещь вообще очень редкая, то круг ценителей сидлинской школы не может быть широк. Это Ц живопись для талантливого глаза, для гурмана. Для музеев, коллекционеров, людей с тонко развитым вкусом. Вероятно, Сидлин с его горьким лк сожалению, народу нравится плохое╗ все это понимал. И не тратил времени на разбрасывание бисера, а занимался своим любимым делом.

                                                                           

Лариса СКОБКИНА

/фрагменты из книги

  "Школа Сидлина". СПб, 2001/

О.Сидлин

 

Ю.Нашивочников

И.Иванов

О.Сидлин

В.Юзько

А.Головастов

А.Басин

 

Hosted by uCoz